На день рождения Диксона

Путевые записки матроса яхты «Сибирь»
Три омские яхты «Сибирь», «Жемчужина» и «Дружба» 1 августа 2015 года отправились в дальнее спортивное плавание из Омска в город Диксон в Карском море. Яхтсменам предстояло преодолеть 4 тысячи километров, чтобы прийти в этот самый северный поселок в России, которому 7 сентября исполнилось 100 лет.
Начало
Все оказалось гораздо сложнее, чем казалось на первый взгляд. Внутри яхты довольно тесно. В начале путешествия от Омска и до Усть-Ишима на «Сибири» нас было семь человек - четверо членов экипажа и три сотрудника омского отделения Русского географического общества. Все мы здесь почти буквально были вынуждены перелезать друг через друга. Например, чтобы пройти, предположим, из кают-компании на камбуз, надо переместить половину экипажа.
Со спальными местами все было не так критично, однако полки не широки, поэтому чтобы на них спать и не падать, необходимо обладать сноровкой и некоторыми навыками. Порой, особенно ночью, ходить приходится буквально по краю полки, на которой спит твой товарищ. Спуститься на пайолы, доски, накрывающие подпалубное пространство, тоже нельзя, потому что и там спит матрос.
Еще веселей дело обстоит с гальюном. Дело в том, что он, мягко говоря, тоже невелик. Но именно там в этом тесном пенале находятся умывальник, душ и, собственно, унитаз. Мне с моим ростом, мастерство умывания, бритья и прочих процедур, далось с некоторым трудом. Но потом я выработал алгоритм экономных действий, и все начало получаться. Главное – не делать никаких лишних движений.
С едой проблем у нас не было, спасибо нашим спонсорам. Плюс местные жители, которые периодически делились с нами дарами Иртыша. В столовых районных центров, а мы в них останавливались, нас обычно тоже щедро угощали: салат, борщ, пюре с котлетой и компот. Однако, несмотря на теплый и радушный прием селян, наш экипаж все равно стремился на борт своей яхты – все ж таки это теперь, на долгие два, а то и больше месяца, наш дом родной, ведь давно известно, что в гостях хорошо, а дома - лучше. И яхта благосклонно принимала нас, после экскурсий на берег, слегка покачивая бортами и поскрипывая такелажем.
Движение по реке происходит согласно правилам судоходства и лоции. Быть может это и не самое сложное действо, но очень ответственное, сами понимаете, тут особенно не затормозить, потому ты и должен вести свое судно согласно всем речным правилам.
Вахты
Жизнь на яхте регламентирована. Из постоянных членов экипажа составлены две вахты по два человека и один – подвахтенный - дежурный по камбузу. Четыре часа через четыре, таким было расписание наших вахт, причем за штурвалом мы стояли по двое. Управляет лодкой один, а второй на подхвате – замечает километровые столбы и следит за речной обстановкой, через полчаса смена рулевого, а второй как бы отдыхает, но бдит.
Начнем с основной вахты. В нашей паре, а я нес службу со старпомом Владимиром Заздравных. Он опытный яхтсмен, а я начинающий. Когда ты за штурвалом - перед тобой, кроме, собственно штурвала, есть приборная доска. На ней указываются глубины под яхтой, что важно, потому что мели на Иртыше-землерое встречаются постоянно. Есть прибор, показывающий направление и силу ветра – он очень пригодится в море, когда мы будем двигаться под парусами круглые сутки. Сейчас же на реке мы идем только днем, а на ночь пристаем к берегу – движение ночью таких судов как наши опасно и категорически не рекомендовано.
Еще на приборах значатся координаты судна по GPS, скорость в узлах и километрах в час. Кроме этого перед глазами рулевого есть такая важная книга, как лоция реки. Там отмечены все повороты и перекаты, глубины, ходовые и створовые знаки, бакены и километраж, указывающий расстояние до устья – он так же означен на береговых марках – столбиках с табличками.
Не буду проводить курс молодого рулевого, но стоять за штурвалом, не так просто, как может показаться на первый взгляд. Устают глаза, которым достается, и от ветра, и от бликов солнца на воде. Поэтому после вахты они у всех красные.
Еще немаловажно держать связь со встречными судами. При встрече, надо объявить, что идет яхта «Сибирь» и каким бортом ты намерен расходиться с встречным теплоходом, в нашем случае, так как мы шли сверху, это был левый борт.
Легче всего с бакенами. Если ты идешь сверху, значит, красные у тебя должны быть справа, а белые слева.
А еще повышенного внимания требуют рыбаки. Зачастую они ставят свои снасти через половину реки и здесь важно разглядеть, где качается на волках их поплавки. Если пропустить, то неминуемо намотаешь на винт лесу, а это значит, придется ремонтировать ходовую часть судна.
Но есть и приятные моменты – наши сибирские красоты вокруг, которые трудно передать в прозе. Крутой настойчивый правый берег порой нависает над тобой до высоты в несколько десятков метров, и плоский роздых с левого берега с его непроглядными далями. Подвахтенная пара свободна 4 часа. Можно постирать, поспать, причем здесь, на реке, спится очень хорошо и в любое время суток.
Теперь камбуз. Еду готовит один из членов экипажа, который назначается по очереди. В его обязанности входит приготовить завтрак на всю команду к 8 часам утра. Это несложно. У нас традиционно завтрак состоял из яичницы приготовленной на жаренной колбасе. Можно добавить помидоров. Еще салат можно шинкануть, хотя и не обязательно. Чайник вскипятить, хлеба нарезать, сыр-масло выложить и велкам – приятного аппетита.
С обедом дело обстоит сложней. Во-первых, плитка одна и на ней готовится все, и первое, и второе и чай-кофе. Во-вторых, важно не ошибиться с количеством еды. Если больше, то нормально, а если меньше, то тебе же и не хватит, потому что дежурный по пищеблоку ест последним.
Мне досталось готовить борщ и щучек под майонезом (рыбой угостили местные рыбаки). Таковы были пожелания команды. Борщ удался, да и щуки тоже, если не считать слегка пригоревшего лука с морковкой. А на ужин вообще все просто - кладешь на сковородку кашу с тушенкой и корм готов.
Опытные мореходы говорят, что в море готовить гораздо сложнее - сильно качает, вот тогда и будут спасать консервы, то есть, сухой паек. Но до моря еще идти реками почти три тысячи километров.
Местные жители
Надо заметить сразу, что на протяжении всего нашего путешествия наши суда вызывали искренний интерес у местных жителей. Пока шли по Омской области, то во всех районных центрах: Большеречье, Таре, Тевризе и Усть-Ишиме, проходили встречи, устраивались экскурсии на яхты, прогулки под парусом для местной детворы.
Да и так по берегам рыбаки всегда интересовались целью нашего путешествия и искренне удивлялись нашими далеко идущим планам и удивления эти зачастую сопровождались рыбными подарками.
Так в устье реки Туй, что неподалеку от Тевриза, мы остановились на ночлег. Тишину вечера резанул звук моторки и спустя несколько минут, между яхтами воткнулась моторка. К нам на борт, причем в нарушение всех яхтенных правил (обычно, чтобы взойти на борт, необходимо спросить разрешения капитана), поднялся местный рыбак.
Это оказался тевризец Андрюха. По его словам, он раньше уже бывал на «Сибири», когда она совершала путешествия на север области, и потому посчитал, что может запросто зайти на правах старинного друга. После короткого знакомства Андрей рассказал о житье-бытье, а малый он оказался разговорчивый, потому речь его лилась ровно, как воды прозрачной речки Туй.
Утром следующего дня, когда Иртыш и Туй залило молоком непроглядного тумана, Андрей появился вновь. Так же неожиданно он прорезал туманную пелену на своей плоскодонке, и привез нам рыбы, просто так, в подарок.
Север наш Омский он разный, и тайга, и болота. Но везде живут добрые и участливые люди – все расскажут, все покажут, рыбы, ягод, грибов в подарок привезут. Открытые и бесхитростные. Такие и в войне победят и в драке не оставят. Все решат, со всем справятся, главное, как сказал Андрюха, чтобы начальство не мешало. А еще, чтобы это вот начальство нагло не воровало, а иначе им – простым людям, обидно становится, и тогда они сами воровать и браконьерить начинают. Вот так Андрюха и разумеет всю внутреннюю политику России. Да и не поспоришь с ним. Прав он.
Продолжение следует

Игорь Буторин,
член экипажа кругосветной экспедиции
«Сибирь – Антарктика – Сибирь»

Меню

С радостью принимаем обратную связь

 

Заполнить анкету кандидата на участие в кругосветной парусной экспедиции «Сибирь – Антарктика – Сибирь»