Три образа«Сибири»

Статьи

В мае этого года, когда яхта «Сибирь» после новой реконструкции будет спущена на воду, ей исполнится уже 22 года. Причём, за эти годы она прошла две капитальных реконструкции, превратилась из одномачтового бермудского шлюпа в двухмачтовый бермудский кэч и удлинилась по максимальному габариту с 10 метров до 14,5. И в свою антарктическую кругосветку яхта уйдёт с новыми системами жизнеобеспечения и навигации.

Впрочем, обо всём по порядку…

Яхтенный спорт в Омске зародился ещё в начале ХХ века. В 70-е годы яхтсмены нашего города побывали и на границе с Китаем, и в Мангазее, доходили и до ледовых широт. Но арктические моря были им не по зубам, а о другом выходе сибиряков в Мировой океан природа как-то не позаботилась.

Решив компенсировать этот изъян географии, Сергей Щербаков задумал сделать яхту, предназначенную для плавания по Северному морскому пути. Спроектировал он её сам – крейсерский 10-метровый швертбот с парусным вооружением бермудский шлюп (одномачтовый). И 1987 году в старейшем яхт-клубе Омска «Водник» заложили нашу будущую «Сибирь»…

Её корпус изготовлен из полос авиационной фанеры – диагональной обшивкой в четыре слоя по продольному набору, на эпоксидном связующем. Фанеру покрыли четырьмя слоями стеклоткани, двумя слоями кевлара и ещё двумя – стеклоткани. Борта выше ватерлинии были утеплены пенопластом, заложенным между стрингерами (продольными балками), внутренняя зашивка – краснодеревная фанера.

Надо отметить, что корпус получился очень жесткий, ни разу не «скрипнул» в любую болтанку и прекрасно показал себя во льдах северных морей.

Весьма ценным конструктивным решением был и кинжальный шверт из нержавеющей стали. Этот выдвижной плавник весом в тонну перемещался посредством системы подвижных блоков и червячного редуктора. Он позволял обеспечивать остойчивость яхты в море, а при его подъёме – прохождение по мелководью (осадка «Сибири» с поднятым швертом – 1,1 м).

…Годы шли, в стране менялся общественный строй, разваливался «союз нерушимый», а ребята в Омске строили морскую яхту. Десять лет… За это время практически полностью сменился первоначальный коллектив судостроителей. И вот наконец 31 мая 1997 года «Сибирь» была спущена на воду. А 25 июля она ушла в свой первый поход – из Омска в Санкт-Петербург, вокруг Скандинавии.

В этом походе протяжённостью 7800 морских миль «Сибирь» вела себя отлично. Уже первый шторм в Обской губе показал, что яхта вполне мореходна, быстроходна и управляема, хорошо обходит волну, и даже её кокпит практически всегда остаётся сухим. В общем, сконструирована очень толково…

Но!

Корпус в 10 метров для дальнего перехода маловат…

Экипаж в 7-8 человек – это толкотня в узком замкнутом пространстве, а в крейсерском дальнем плавании необходим хоть минимальный комфорт…

Подсобных помещений для длительного плавания не хватает…

Яхта перегружена, сидит глубже, чем хотелось бы, и сопротивление «лишней» воды гасит скорость…

И что уже просто опасно – совершенно ненадёжна штуртросовая проводка руля. С таким рулевым приводом ходить в дальние походы, особенно при неласковом море и вблизи скал, – это несерьёзно.

Между тем, новые планы у капитана и экипажа были более чем амбициозные – кругосветка. В связи с этим яхту ждала капитальная реконструкция.

Было решено удлинить корпус на 2,5 метра; вместо подъёмного рулевого устройства установить постоянный полубалансирный руль и заменить штуртросовую проводку шестерёнчатой передачей. Также решили удлинить шверт и защитить его плавником со свинцовым балластом. Не обошли изменения и грот-мачту: её «приговорили» к уменьшению высоты до 12 метров от палубы. Это давало понижение центра парусности судна и увеличивало его остойчивость. И что тоже немаловажно – «Сибирь» получала больше свободы прохода под мостами (что мы потом в полной мере оценили не только на Иртыше, но и в Майями, в Норвегии и т. д.). Правда, при укорачивании грот-мачты яхта теряла в парусности, и чтобы компенсировать эту потерю решили установить вторую мачту – бизань.

Также было необходимо заменить ненадёжное оборудование и снаряжение, усовершенствовать системы жизнеобеспечения, навигации и связи и ещё произвести целый ряд не менее глобальных доработок на основании опыта первой экспедиции.

Все это было реализовано в ходе реконструкции яхты в «ракетном» цехе ПО «Полёт». Но, конечно, прежде всего её удлинили до 12, 5 метров, нарастив с кормы внахлёст и обеспечив установку второй мачты (о её приключениях – ниже). Теперь «Сибирь» могла нести неслабый набор парусов: грот – 28 м2, генуя – 42 м2, внутренний стаксель — 10 м2, бизань – 14 м2, спинакер – 70 м2, генакер – 100 м2. В резерве был даже трисель на 4 м2, но я лично его в глаза не видел.

Добавлю, что подъёмный шверт помогал выбирать свободный проход на мелководье, например, между льдами и береговой чертой. А 25-сильный дизель и отличное навигационное оборудование позволяли без проблем заходить в иностранные порты, причём, нередко в штормовых условиях.

Впрочем, в своё первое кругосветное плавание яхта ушла… одномачтовой (см. фото), что и зафиксировали фотографы и телеоператоры омских СМИ. Дело в том, что наша бизань-мачта от фирмы «Спаркрафт» из знаменитой Ла-Рошели немного затерялась в Финляндии, но нашлась, вот только прибыла в Омск, когда на стрелке Оми и Иртыша гремел оркестр и звучали речи – город провожал в кругосветку яхту «Сибирь». Потом-то бизань, конечно, установили, но факт остаётся фактом: «Сибирь» стартовала в кругосветку с одной мачтой…

В кругосветном походе яхта тоже вела себя очень толково. Конечно, были и поломки, и «усталость» систем, и долгие ремонты на разных берегах. Но из конструктивных проблем вышла боком, разве что, как оказалось, недостаточная остойчивость судна. Собственно, причиной незабвенного «кувырка» яхты в проливе на Алеутских островах стала не она, а аномальное волнение на море. Тем не менее, в Сиэтле «Сибири» добавили на киль около тонны балласта и прикрепили к шверту свинцовую бульбу. Бережёного Бог бережёт…

Остальную часть маршрута «Сибирь» прошла вполне благополучно, не считая фатальной поломки двигателя практически уже на финише пересечения Атлантики. Были и другие поломки, и ремонты, но это уже неприятности другого масштаба. Таких проблем хватало и в дальнейших походах «Сибири», однако конструкции судна они не касались или мало касались.

Но нынешняя подготовка к кругосветной антарктической экспедиции заставила внести в эту конструкцию существенные изменения, и сейчас характеристики «Сибири» уже существенно отличаются даже от тех, которые были буквально два месяца назад.

В основном, это относится к системам жизнеобеспечения и энергетики (см. новые данные яхты). «Сибирь» приросла бушпритом и кормовой площадкой для размещения ветрогенератора, и другого оборудования – в основном антенн. Вынос части антенн с мачт во многом (но не во всём) продиктован естественным желанием сохранить связь с внешним миром, если, не дай Бог, мачты сломаются. Это экипаж «Сибири» в полной мере испытал на себе в первой кругосветке: при вышеупомянутом оверкиле обе мачты вместе с антеннами и такелажем оказались за бортом, и яхта мгновенно потеряла связь.

Что же касается бушприта, то он значительно улучшит работу генакера, используемого на слабом попутном ветре. На него же в слабый ветер будем ставить огромный и лёгкий генуэзский стаксель, или, как сейчас модно его называть, CODE ZERO.

Вообще гардероб «Сибири» обновится полностью. Новые грот и бизань будут оборудованы современной системой ползунов со сквозными латами, позволяющих за считанные секунды поднимать и убирать паруса. На гроте три полки рифов, на бизани – две, так подсказывает практика. Генуя и внутренний стаксель (оранж, он же штормовой) – это вообще стандартный набор на всех курсах. Ну а асимметричный спинакер со свободной передней шкаториной, предназначенный для работы наподобие большой генуи, и генакер (тоже ассиметричный спинакер, но пополнее – у каждого свои прелести) – дополнительные паруса на слабый ветер.

Теперь максимальная длина яхты составляет 14,5 метров. Однако ширина её всё те же 3,3 метра, как и у первой 10-метровой «Сибири». Это не самое приятное соотношение, но остаётся только смириться.

Будет установлен более мощный радар (см.), четыре солнечных батареи, мощностью по 100 вт каждая, опреснитель воды, способный за сутки выдать объем всего водяного запаса яхты. Таким образом, экипажу экспедиции уже не придётся настолько жёстко экономить пресную воду, как это было в первой кругосветке. А вот ресурс автономного плавания серьёзно возрастёт.

Дополнительные источники энергии смогут обеспечить и работу нового итальянского холодильника, который, в свою очередь, позволит серьёзно разнообразить меню экипажа (были бы деньги…). Кстати, холодильник тоже прибыл и уже установлен.

По сравнению с первой кругосветкой кардинально улучшатся условия работы рулевых. Теперь они будут защищены от ветра, дождя и снега полностью закрываемой отапливаемой кабиной из гибкого прозрачного пластика. В погоду же тихую и солнечную эти гибкие стенки можно будет… сворачивать в рулон, крепить на каркасе или полностью убрать. От кабины тогда останутся только каркас и жёсткая крыша, на которую можно подниматься и работать с бизанью. Причем, даже топтаться по расположенным там гибким солнечным батареям.

Добавлю, что теперь перед глазами рулевых будут не только верные приборы на нактоузе, но и рация, автопилот, монитор радара (раньше он находился на штурманском месте внутри яхты).

Этим, конечно, нынешняя реконструкция «Сибири» не исчерпывается, а между тем, время уже поджимает. До старта антарктической кругосветки осталось всего дней сто пятьдесят, и потому работа в яхт-клубе на Зелёном острове идёт полным ходом.

Алексей Декельбаум,
участник кругосветной экспедиции яхты «Сибирь»

Меню

С радостью принимаем обратную связь

 

Заполнить анкету кандидата на участие в кругосветной парусной экспедиции «Сибирь – Антарктика – Сибирь»