Итак, почти за семь с половиной месяцев омская яхта «Сибирь» прошла от лесостепного города в центре Евразии до Антарктиды. Это большая победа, но теперь экипажу предстоит «поймать» погоду для обратного пути через пролив Дрейка и разобраться с вибрацией валовой линии.

— капитана, генератора идеи похода и главного его «двигателя» СЕРГЕЯ ЩЕРБАКОВА
— старпома, технического хранителя экспедиции и единственного человека, который с июля 2019 года вообще не покидал борта «Сибири», ВЛАДИМИРА ЗАЗДРАВНЫХ
— второго помощника капитана, гения моторов и дизель-генераторов, а также душевного исполнителя бардовских песен НИКОЛАЯ ТЕРЛЕЕВА
— боцмана, главного рыбака экспедиции и вообще человека огромного творческого диапазона ЕВГЕНИЯ ЗАБРОДИНА
— яхтенного матроса Божьей милостью и видеооператора АЛЕКСАНДРА ПОЖИДАЕВА
— матроса, повелителя дронов, видеокамер и гитары ПАВЛА КАПУСТИНА
СПРАВКА
«Беллинсгаузен» (62°12′00″ ю. ш., 58°57′40″ з. д.) — российская антарктическая станция на острове Кинг-Джордж (русское название – Ватерлоо) в составе Южных
Шетландских островов. Основана Советской Антарктической экспедицией 22 февраля 1968 года. Является самой северной (то есть ближайшей к экватору) российской антарктической станцией. В 150 метрах от нее расположена чилийская антарктическая станция «Фрей» (Presidente Eduardo Frei Montalva). Также на острове Кинг Джордж действуют исследовательские станции, принадлежащие Аргентине (Джубани), Бразилии (Команданте Феррас), Китаю (Чанчэн — Великая Стена), Польше (Генрик Арктовский), Уругваю (Генерал Артигас), Перу (Мачу-Пикчу) и Южной Корее (Король Сэджо).
На острове Кинг Джордж температура самого холодного месяца (август) — минус 6,8°С, самого тёплого (февраль) — плюс 1,1 °C.
На «Беллинсгаузене» работает восемь человек круглогодичного состава и пять сезонных специалистов. Выполняются географические, геологические, гляциологические и биологические исследования, с середины 1970-х годов действует мощный радиоцентр, обслуживающий в том числе рыболовецкий флот. Электроснабжение осуществляется от трёх дизель-генераторов суммарной мощностью 225 кВт.
С 2004 года вблизи станции действует православная церковь Святой Троицы, единственная постоянно действующая церковь в Антарктиде. Ее священники меняются вместе с персоналом станции.
«Сбылась мечта, мы на Беллинсгаузене. Долетели за четыре дня. Ещё вечером 13 февраля я знал, что мы идём в Пуэрто Вильямс, открываем границу Чили, и смотрим по погоде, когда стартовать в Антарктику. 15, 16, 17 февраля погода хорошая, 18-го начинает штормить. Времени мало … поэтому решил не тратить время на открытие границы Чили, а сразу идти в Антарктику.
«Утром 14-го объявил экипажу, несогласных не было. Поэтому стартовали из марины в 11-30 (до 12 обязаны были покинуть Аргентину). Прошли по правому борту «Крузенштерна», где выстроился весь экипаж и приветствовал нас на прощанье – и напрямую в пролив Бигль. К ночи вышли в пролив Дрейка. Стихия нам дала шанс, и мы его использовали. Сам не ожидал, что так всё сложится: такого спокойного Дрейка давно не было. Ангел-хранитель с нами…»
«Хочется, конечно, посетить другие места, – сообщил капитан, – но будем смотреть по погоде. Также нужна профилактика двигателя и валовой. В конце перехода пошла вибрация по корпусу при работе двигателя, и это опасно.
Встречались с начальником станции Велединым Виктором Юрьевичем, обещал дать специалиста. Сегодня выполнили миссию передачи на Беллинсгаузен мемориальных символов от правительства Санкт-Петербурга, которые нам были вручены 3 сентября прошлого года при старте из Питера. Это знамя города и капсула с землёй с места боёв по защите города в период Великой Отечественной войны…»


«Вроде все на месте. Лопасти винта целы, гайки крепления хвостовика закручены, гудридж визуально (насколько это возможно в относительно прозрачной воде) не выкрошился, вал руками не люфтит, но чувство тревоги не проходит. Ведь за время пересечения Дрейка вибрация постоянно увеличивалась, и нам под конец пришлось сбросить обороты до 1900 при номинале 3000… Поэтому ремонт назрел, но здесь подняться <на берег> нельзя. Да и времени уже нет. Поэтому сейчас решаем, что делать, и как вернуться на материк…»
«Ребята смотрят старые фильмы, я изучаю прогнозы. Окошко, которым можно воспользоваться и убежать отсюда, не просматривается до конца февраля…
Зато вчера было солнце и был день рождения станции Беллинсгаузен, которая открыта 22 февраля 1968 года. Приходил теплоход с туристами (почти каждый день круизёры заходят). Мы хорошо пообщались с коллективом станции, в их кают-компании провели встречу, показали наши фильмы, вручили сувениры. Вечером был званный ужин, были чилийцы, немцы (орнитологи). Павел Капустин и Николай Терлеев стали звёздными гитаристами – успех имели оглушительный…»



«На ближайшие 10 дней Дрейк «красный», для нас он закрыт, – сообщил 27 февраля Щербаков. – Нам надо 4-5 дней, а пока «окошки» только на два дня. Возник вариант с доставкой через Дрейк на «Академике Трешникове» (научно-экспедиционное судно. – А. Д.), который приходит на станцию в начале марта, привозит новую смену зимовщиков. Прорабатываем этот вопрос. Работаем на яхте, завезли воду, полярники пополнили наши продовольственных запасы. Огромная благодарность Виктору Юрьевичу Веледину, помогающему в решении наших проблем.
Вчера пришла яхта «Мон Кер» с Николаем Литау. Прошла душевная встреча двух экипажей, а сегодня опять усиление <ветра>, теперь с востока. Порывы до 40 узлов. Погнало лёд, от одной льдины пришлось отбиваться. Метрах в двухстах на ветру сел на камни айсберг, несём вахту и наблюдаем за ним – может сорваться, погонит на нас. Стоим теперь не бортом, а за кормой понтона, на много лучше, не рвёт носовой. На борту все нормально…»


Алексей Декельбаум,
член экипажа кругосветной парусной экспедиции
«Сибирь – Антарктика – Сибирь»
Итак, почти за семь с половиной месяцев омская яхта «Сибирь» прошла от лесостепного города в центре Евразии до Антарктиды. Это большая победа, но теперь экипажу предстоит «поймать» погоду для обратного пути через пролив Дрейка и разобраться с вибрацией валовой линии.

— капитана, генератора идеи похода и главного его «двигателя» СЕРГЕЯ ЩЕРБАКОВА
— старпома, технического хранителя экспедиции и единственного человека, который с июля 2019 года вообще не покидал борта «Сибири», ВЛАДИМИРА ЗАЗДРАВНЫХ
— второго помощника капитана, гения моторов и дизель-генераторов, а также душевного исполнителя бардовских песен НИКОЛАЯ ТЕРЛЕЕВА
— боцмана, главного рыбака экспедиции и вообще человека огромного творческого диапазона ЕВГЕНИЯ ЗАБРОДИНА
— яхтенного матроса Божьей милостью и видеооператора АЛЕКСАНДРА ПОЖИДАЕВА
— матроса, повелителя дронов, видеокамер и гитары ПАВЛА КАПУСТИНА
СПРАВКА
«Беллинсгаузен» (62°12′00″ ю. ш., 58°57′40″ з. д.) — российская антарктическая станция на острове Кинг-Джордж (русское название – Ватерлоо) в составе Южных
Шетландских островов. Основана Советской Антарктической экспедицией 22 февраля 1968 года. Является самой северной (то есть ближайшей к экватору) российской антарктической станцией. В 150 метрах от нее расположена чилийская антарктическая станция «Фрей» (Presidente Eduardo Frei Montalva). Также на острове Кинг Джордж действуют исследовательские станции, принадлежащие Аргентине (Джубани), Бразилии (Команданте Феррас), Китаю (Чанчэн — Великая Стена), Польше (Генрик Арктовский), Уругваю (Генерал Артигас), Перу (Мачу-Пикчу) и Южной Корее (Король Сэджо).
На острове Кинг Джордж температура самого холодного месяца (август) — минус 6,8°С, самого тёплого (февраль) — плюс 1,1 °C.
На «Беллинсгаузене» работает восемь человек круглогодичного состава и пять сезонных специалистов. Выполняются географические, геологические, гляциологические и биологические исследования, с середины 1970-х годов действует мощный радиоцентр, обслуживающий в том числе рыболовецкий флот. Электроснабжение осуществляется от трёх дизель-генераторов суммарной мощностью 225 кВт.
С 2004 года вблизи станции действует православная церковь Святой Троицы, единственная постоянно действующая церковь в Антарктиде. Ее священники меняются вместе с персоналом станции.
«Сбылась мечта, мы на Беллинсгаузене. Долетели за четыре дня. Ещё вечером 13 февраля я знал, что мы идём в Пуэрто Вильямс, открываем границу Чили, и смотрим по погоде, когда стартовать в Антарктику. 15, 16, 17 февраля погода хорошая, 18-го начинает штормить. Времени мало … поэтому решил не тратить время на открытие границы Чили, а сразу идти в Антарктику.
«Утром 14-го объявил экипажу, несогласных не было. Поэтому стартовали из марины в 11-30 (до 12 обязаны были покинуть Аргентину). Прошли по правому борту «Крузенштерна», где выстроился весь экипаж и приветствовал нас на прощанье – и напрямую в пролив Бигль. К ночи вышли в пролив Дрейка. Стихия нам дала шанс, и мы его использовали. Сам не ожидал, что так всё сложится: такого спокойного Дрейка давно не было. Ангел-хранитель с нами…»
«Хочется, конечно, посетить другие места, – сообщил капитан, – но будем смотреть по погоде. Также нужна профилактика двигателя и валовой. В конце перехода пошла вибрация по корпусу при работе двигателя, и это опасно.
Встречались с начальником станции Велединым Виктором Юрьевичем, обещал дать специалиста. Сегодня выполнили миссию передачи на Беллинсгаузен мемориальных символов от правительства Санкт-Петербурга, которые нам были вручены 3 сентября прошлого года при старте из Питера. Это знамя города и капсула с землёй с места боёв по защите города в период Великой Отечественной войны…»


«Вроде все на месте. Лопасти винта целы, гайки крепления хвостовика закручены, гудридж визуально (насколько это возможно в относительно прозрачной воде) не выкрошился, вал руками не люфтит, но чувство тревоги не проходит. Ведь за время пересечения Дрейка вибрация постоянно увеличивалась, и нам под конец пришлось сбросить обороты до 1900 при номинале 3000… Поэтому ремонт назрел, но здесь подняться <на берег> нельзя. Да и времени уже нет. Поэтому сейчас решаем, что делать, и как вернуться на материк…»
«Ребята смотрят старые фильмы, я изучаю прогнозы. Окошко, которым можно воспользоваться и убежать отсюда, не просматривается до конца февраля…
Зато вчера было солнце и был день рождения станции Беллинсгаузен, которая открыта 22 февраля 1968 года. Приходил теплоход с туристами (почти каждый день круизёры заходят). Мы хорошо пообщались с коллективом станции, в их кают-компании провели встречу, показали наши фильмы, вручили сувениры. Вечером был званный ужин, были чилийцы, немцы (орнитологи). Павел Капустин и Николай Терлеев стали звёздными гитаристами – успех имели оглушительный…»



«На ближайшие 10 дней Дрейк «красный», для нас он закрыт, – сообщил 27 февраля Щербаков. – Нам надо 4-5 дней, а пока «окошки» только на два дня. Возник вариант с доставкой через Дрейк на «Академике Трешникове» (научно-экспедиционное судно. – А. Д.), который приходит на станцию в начале марта, привозит новую смену зимовщиков. Прорабатываем этот вопрос. Работаем на яхте, завезли воду, полярники пополнили наши продовольственных запасы. Огромная благодарность Виктору Юрьевичу Веледину, помогающему в решении наших проблем.
Вчера пришла яхта «Мон Кер» с Николаем Литау. Прошла душевная встреча двух экипажей, а сегодня опять усиление <ветра>, теперь с востока. Порывы до 40 узлов. Погнало лёд, от одной льдины пришлось отбиваться. Метрах в двухстах на ветру сел на камни айсберг, несём вахту и наблюдаем за ним – может сорваться, погонит на нас. Стоим теперь не бортом, а за кормой понтона, на много лучше, не рвёт носовой. На борту все нормально…»


Алексей Декельбаум,
член экипажа кругосветной парусной экспедиции
«Сибирь – Антарктика – Сибирь»