Теперь, когда в ближайшие дни яхту «Сибирь» уже выкатят из эллинга яхт-клуба на открытую площадку, не мешает вкратце рассказать об основных работах на яхте в уходящем апреле.
За этот неполный месяц «Сибирь» превратилась из непрезентабельной стройплощадки в холеную красотку. Правда она ещё без рангоута и такелажа, да и во внутренних помещениях сохраняется некоторая ремонтная первозданность.
Напомню, что в ремонте и реконструкции яхты капитан Сергей Щербаков является главным конструктором, главным инженером, главным экономистом и незаменимым снабженцем. А непосредственно руководит всеми работами старпом и наш «прораб» Владимир Заздравных.
…Уже 7 апреля палуба «Сибири» сияла свежей покраской, впрочем, это была ещё грунтовка. Также сияли и белоснежные борта «Сибири», а ведь не так давно их «украшали» только обильные проплешины свежих эпоксидных заплат. Но всё, что от ватерлинии и ниже, в том числе шверт, киль и руль, было ещё покрыто только серой грунтовой краской.

В кают-компании радовал глаз опреснитель, идеально вмонтированный в передний рундук. С учётом того, что в заднем рундуке в той же кают-компании был не менее прекрасно размещён обогреватель, о местах для вещей экипажа лучше было не думать. Впрочем, безусловно эти места найдутся.
Знаковым событием дня 7 апреля стал спуск «с небес» эллинга нашей 12-метровой грот-мачты. Операция прошла на диво чётко, и мачта послушно улеглась на козлах вдоль борта «Сибири». А под самим бортом уже кротко лежала бизань-мачта. На ней были укреплены новые погоны для паруса, а теперь предстояло то же самое сделать и с грот-мачтой
Однако тут-то и таилась проблема. Погоны предстояло крепить к ликпазу мачты специальными вставками с винтами. Однако короткое утолщение стенки ликпаза (память об оверкиле под Алеутскими островами и последующей сварке мачт на Кодьяке) делало его непроходимым для крепёжных вставок. Проблема была пустяковая, но её решение оказалось весьма трудоёмким – как по поиску метода, так и по реализации. В поиск решения втянулся весь экипаж. Не обошлось и без хирургически тонкой работы «болгаркой» (исполнитель – естественно, Александр Азаров). И когда уже основательно вечером первая вставка легко прошла через «чёртову перемычку», по эллингу разнеслось дружное «ура». И это, к слову, свидетельствовало о том, что команда вполне сложилась.
* * *
В следующую неделю основной состав нашей ремонтной бригады (Заздравных, Азаров, Лебединский и Луцев) провёл филигранную операцию по закреплению на днище яхты датчика эхолота нового картплоттера. При всей пугающей сложности этой операции, в ходе которой обшивка «Сибири» обогатилась ещё одним отверстием, результат получился на диво интеллигентный (см. фото).
Сам картплоттер уже «приехал». Позволю себе пояснить, что это многофункциональный дисплей с возможностью отображения картографической информации, имеющий свой модуль GPS, картографический картридж и вычислительный блок. Основное его назначение — отображать на электронной карте текущее положение судна и хранить в памяти пройденный путь.

Также прибыли новые световые люки форпика и кают-компании. Напомню, что они с электроподогревом – для предупреждения образования конденсата в холодном климате Арктики и Антарктики. С ними Саше Азарову и Серёже Лебединскому пришлось ещё повозиться, закрывая стекла защитными пластинами из прозрачного поликарбоната (см. фото). Теперь эти люки уже установлены.
Кстати, к 14 апреля палуба была уже покрашена «набело», а в то воскресенье также были покрашены и «коробки» иллюминаторов – старых и верных заменителей кондиционера на яхте…

* * *
Сегодня, 21 апреля, Сергей Щербаков, Игорь Вяткин и Александр Азаров в 1400 километрах от нас рассказывали о нашей экспедиции на заседании отделения Русского географического общества в Красноярске. А здесь, в Омском областном яхт-клубе, прибывший «воскресный экипаж» (Игорь Буторин, Юрий Дорошенко, Наталья Заикина и автор этих строк) увидел, что «Сибирь» ниже ватерлинии уже покрашена благородной тёмно-синей «необрастайкой». Более того, покрашенный шверт уже втянут в корпус, а надо сказать, что с годами эта операция из тяжелой превратилась в тяжелейшую. Так что теперь самое лучшее для нас – в море опустить шверт и обходить стороной глубины менее 2,5 метра…
Продолжались внутренние отделочные работы. Ими занималась Наташа Заикина – наш врач, фармацевт, а по совместительству и яхтенный мастер-отделочник.
Кстати, по слухам, список медикаментов, составленный Наташей и её коллегами – хирургами и терапевтами – поверг капитана в шок. Они предусмотрели буквально всё… а это весьма болезненно для нашего экспедиционного бюджета. Впрочем, замечу, что в первой кругосветке мы даже не знали, где на «Сибири» аптечка. Ветер, волны и адреналин обеспечивали прекрасную профилактику заболеваний, будь то насморк, жёлтая лихорадка, геморрой, пляска Святого Витта и т. д. Правда, с тех пор прошло 18 лет, и мы отнюдь не помолодели. Но по-прежнему уверены: море лечит всё!
…Грот-мачта уже почти полностью оборудована и оснащена такелажем (см. фото). Уже закрыта досками «смотровая яма» для шверта. Приспущенное перо руля ждёт крепления силового рычага авторулевого. И сакральный момент: сегодня Дима Луцев и Серёжа Лебединский при активном содействии всего экипажа наклеили на оба борта надписи «Сибирь», а на транец – регистрационные опознавательные знаки. Причём, для этого на яхте уже давно используется самоклеящаяся плёнка, которую, право же, гораздо легче наклеить, чем перед ремонтом отодрать. Так что волнам и даже белым медведям такие надписи явно не по зубам…

Через два-три дня мы уже выкатим «Сибирь» на открытую площадку и начнём установку мачт. Залив Зелёного острова быстро покрывается водой, но у яхт-клуба она ещё скрыта подо льдом. Однако при таких темпах весны спуск яхты на воду стремительно приближается. Но это уже темы других статей…

Алексей Декельбаум,
участник кругосветной экспедиции яхты «Сибирь»