О психологии многомесячной работы в замкнутом коллективе яхтенной экспедиции.
Об этом читают лекции великие (я не боюсь этого слова) мореплаватели современности, об этом написано множество статей (некоторые ссылки см. в конце). Но хотелось бы поделиться скромным собственным опытом.
Когда в 2000 году мы готовились к первой кругосветке на «Сибири», то помимо курсов английского, которые нам мало чего дали, нас прогнали ещё через психологический мега-тест вопросов эдак на 500. Выводы теста были для каждого весьма доброжелательны – не команда, а ангелы во плоти. Что же касается весьма скромных рекомендаций по корректировке психологии и поведения, то капитан просто попросил принять их к сведению и «поработать над собой».
Работать над собой тогда как-то не сложилось – была масса других дел. Но реальность стала самым лучшим тестом с непреложными рекомендациями на будущее.
Дело в том, что даже при самой идеальной команде длительное пребывание в общем замкнутом пространстве неизбежно порождает психологическое напряжение. Даже железо устаёт от долгих монотонных нагрузок, а люди – тем более. Правда, у людей, в отличие от железа, есть общая цель, и это придаёт команде дополнительный и основательный запас прочности. И тем не менее…
Позволю себе цитату из своей книги о кругосветном походе яхты «Сибирь»:
«Лишний раз убеждаюсь, что форма общения нередко важнее содержания. На яхте очень хорошо понимают приоритет формы, отсюда деликатность взаимоотношений в экипаже. Конечно, случаются и нервные срывы, и раздражения, и обиды, но это исключение, а не норма. А так планка этикета на борту «Сибири» была установлена весьма высоко. «Лёша, не рви себе сердце, – говаривал мне великий психолог, самый невозмутимый и остроумный боцман на свете Володя Шельменков. – Главное – обиду не копить. Посмотри на меня: посылает меня человек на хрен – я отряхиваюсь и иду. Я же понимаю, что это он не со зла…»
Тонкая это вещь – взаимоотношения людей в замкнутом пространстве. Тут даже будить человека на вахту надо предельно бережно и деликатно.
– Уважаемый сэр… Мне крайне неудобно вас беспокоить, но не окажете ли вы мне честь разделить со мной вахту? Осмелюсь заметить: несмотря на качку и общий бардак на море, ночь, тем не менее, стоит такая дивная, что я просто не могу любоваться ею в одиночку, как последний эгоист…
При таком обращении тебя уже неудобно послать подальше…»
Основные выводы, вынесенные мною из пятимесячного похода на «Сибири» в 2001 году:
- Твой экипаж – самый лучший. Тебе вообще страшно повезло.
- В подобных экспедициях главное – общая цель, а не борьба самолюбий.
- При этом друг друга надо всячески душевно беречь – это основа успеха.
- Нельзя обижаться и обижать. Помни завет Володи Шельменкова!
- Нельзя себя жалеть. Категорически и в любых обстоятельствах. Жалость к себе, как и эгоизм – это лютая ржавчина души и вред для общего дела.
- А потому в любых обстоятельствах делай, что должен и знай, что рядом с тобой самые надёжные люди.
- А идеальных людей вообще не бывает. На себя-то посмотри!
В принципе, все замкнутые коллективы как-то саморегулируются, но напомнить о таких простых вещах всяко нелишне. Тем более, когда речь идёт о крейсерском яхтенном походе или любой другой экстремальной экспедиции. Один мой друг, с которым я когда-то прекрасно сходил по Горному Алтаю, имел привычку брать с собой в походы любых «хороших людей». Так потом на горных переходах, на перевалах и холодных ночёвках некоторые из этих «хороших людей» исторгали из себя такое нытье или, наоборот, такое арийское презрение к менее подготовленным товарищам, что поход превращался в муку смертную для всех (к счастью, в нашей чудесной горной команде такого не было).
А главное, надо ещё помнить, что от каждого члена команды в определённой степени зависит успех всего похода. И тут психологический или этические сбой может поставить под угрозу общую цель. И это, увы, не гипербола, а самая настоящая реальность.
Ну а от капитана вообще зависит всё. В том числе и отношения на борту.
Удачи нам всем и полной гармонии в экипаже!
ПРОЧТИТЕ И НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ:
Андрей Фоминцев. «Психологическая совместимость экипажа в дальнем плавании». https://yachtshipyard.wordpress.com
С. Я. Мошковский. «Трудный вопрос (о взаимоотношениях в экипаже яхты)». http://spox.ru/ru/articles/7424.trudniy_vopros_o_vzaimootnosheniyah_v_ekipaje_yahti.html

Алексей Декельбаум,
участник кругосветной экспедиции яхты «Сибирь»