После 20 дней коммукационной глухомани «Сибирь», наконец, достигла мест, где водятся не только песцы и северные олени, но и интернет.
«ЧЕТЫРЕ МОРЯ остались позади – Карское, Печорское, Баренцево и Белое. Впечатления ещё не улеглись, в душе не помещается масштаб увиденного. Там нет никакой связи, кроме спутниковой. Постепенно расскажу обо всём, что видел…
Мы только едва прикоснулись к бескрайней вселенной Русского Севера, территории легендарных путешествий, краю сильных людей и неодолимых ветров. У здешних поморов от века были не в почёте косые паруса – они признавали только прямой парус. Почему, ведь треугольное вооружение позволяет ходить против ветра, лавировать, обманывать природу?.. Они знали всё это. В корабельном музее на Соловках мы услышали, что морские охотники не ставили косые паруса из… уважения к ветру. Они говорили: в море судьба человека не зависит от него, нельзя бросать вызов стихии, пытаться преодолеть или обмануть её. Всё равно не получится…
Поморы задолго до великих экспедиций освоили весь Север на беспалубных лодках, добывая зверя за полярным кругом. Мы сейчас идём путями, которые они проложили в незапамятные времена. На берегах теперь маяки, вышки связи и локаторы пограничников. Только небо и море остались прежними…»
«Вот этого шерстяного я хотел забрать с собой из Харасавэя. Получилась бы красивая история: побывать на краю географии и привезти оттуда северного щенка. Я думаю он бы автоматически стал моим напарником во всех следующих путешествиях.
Но, как оказалось, вывезти что-либо с севера очень сложно. Нужно оформлять кучу разрешений, всё остальное незаконно. А так как я сам чудом выбрался оттуда, то о собаке пришлось забыть, даже несмотря на то, что эта мелочь долго бегала за нами. Такова политика севера, такая вот «защита природы»…
Внедорожник на фото тоже из разряда заботы природе, точнее – о тундре. На этих машинах осуществляются передвижения вне территории завода и посёлка. Их особенность, как можно заметить, в нестандартных колёсах. Они достаточно мягкие, и если надавить рукой, то легко деформируются. Сделано это специально для того чтобы при передвижении на этой машине не уничтожалась главная пища северных оленей – ягель.
Ягель – это лишайник, он сочетает в себе водоросль и гриб. Причём гриб является паразитом, но в ходе эволюции и гриб, и водоросль приспособились к совместному существованию. Гриб даёт воду и минеральные соли водоросли, а водоросль, в свою очередь, снабжает гриб углеводами. Вот такой сложный процесс эволюции и дал такое новое растение как ягель.
Удивительно что его также используют для утепления домов и в лечебных целях – он способен помочь человеку, страдающему от холода и простуды. А поморы и норвежцы кормят ягелем не только оленей, но и коров, свиней и овец.
Помимо ягеля олени питаются и другой растительностью, и даже яйцами птиц. И ещё они пьют морскую воду – чтобы восполнить нехватку соли в организме.
…И вот такая машина катит по тундре, мягко встречая неровности рельефа и оставляет за собой живой, слегка примятый ягель. Внедорожник, кстати, отечественного производства, сделан на основе УАЗа, если ничего не путаю…»