7 июля омичи и гости нашего города очень душевно проводили в кругосветный поход яхту «Сибирь».
Мы к этому дню шли пару-тройку лет, а по большому счёту – всю жизнь. Была и изначальная эйфория, и жесточайший удар судьбы, и почти отчаяние, и новая надежда. А потом и огромная работа - прежде всего, капитана и постоянного экипажа - по модернизации нашей родной «Сибири» и подготовке её к антарктической кругосветке... И работа по набору туристов на этапы, и освещение экспедиции во всех доступных СМИ, и просветитетельские выезды в Екатеринбург, Красноярск и Новосибирск по линии Русского географического общества. И многое, многое другое...
Теперь основная часть береговых забот отпала и осталось «только» дойти до Антарктиды и вернуться назад в Омск. При этом рассказывая стране и родному городу о ходе экспедиции, а за рубежом – о России, Сибири и Омске, где медведи, увы, не ходят по улицам...
Эта часть международного проекта «Сила России Арктикой и Антарктикой прирастать будет!» как раз и началась 7 июля 2019 года...
Не будет преувеличением сказать, что старт кругосветной экспедиции «Сибирь – Антарктика – Сибирь» буквально взорвал омское (и не только) медийное пространство и изрядно взбудоражил город. Торжественная церемония проводов «Сибири» и «Жемчужины» в дальнее плаванье должна была начаться в 11 часов утра в Омской крепости. Но уже в 10 утра здесь стал скапливаться народ, а на реке – практически весь омский парусный флот. А когда кругосветная «Сибирь» и «Жемчужина», идущая с ней до Белого моря, встали на якоря на траверзе Тобольских ворот, на обоих ярусах берега скопилось, пожалуй, не менее 500 человек...
Репортажи с этих проводов опубликовали все омские СМИ. О старте кругосветки говорили в новостях омских телеканалов, агентство «НГС.Новости» даже вёлj 40-минутную онлайн-трансляцию с мероприятия, а тележурналисты ГТРК «Иртыш» в этот день побывали с утра на борту «Сибири», а затем, уже вечером, проводили яхту с Зелёного острова...
Не буду пересказывать то, о чём уже написали омские журналисты, проговорили телекорреспонденты и отсняли телеоператоры. Отмечу только, что в этих статьях и репортажах городу сообщалась та информация об экспедиции, которой уже давно владеют читатели нашего сайта и наших страниц в социальных сетях. Так что по теме торжественных проводов адресую всех желающих к этим материалам новостных агентств, ну а видео постараемся опубликовать на своём сайте. Для истории...
Кстати, не обошлось и без информационных курьёзов. Кто-то из журналистов по щедрости душевной отмерил кругосветке яхты «Сибирь» аж 45 тысяч морских миль, хотя, честно говоря, и плановых 31 тысячи миль и 15 месяцев похода вполне достаточно, чтобы удовлетворить самый неистовый азарт. Также в одном из репортажей прозвучало, что экипаж экспедиции состоит из девяти человек – четверых постоянных и пятерых сменных. Это просто журналист перепутал стартовый состав экипажей «Сибири» и «Жемчужины» с экипажем всей кругосветки. А в ней, напомним, на разных этапах будут участвовать в общей сложности 25 человек, их которых четверо пройдут всё «колечко».
Но это ещё мелочи – ранее статьях мелькало даже, что «Сибирь» идёт... к Южному полюсу. Правда, не раскрывалось, каким образом она сможет пройти «посуху аки по воде»...
Впрочем, главное – огромное внимание к экспедиции со стороны СМИ, причём, не только омских, и их большое желание поделиться с народом информацией о подготовке этого сверхдальнего морского похода и о самой процедуре торжественных проводов «Сибири». И это, конечно, ничего кроме благодарности вызвать не может.
Теперь о том, что осталось «за кадром» и не вошло в статьи и репортажи
Сотням участников торжественных проводов были розданы наши сувенирные наборы, упакованные в «фирменные» пакеты. В это утро у Тобольских ворот встретились друзья и знакомые, которые в обычных обстоятельствах не видят друг друга месяцами, а то и годами. Ну а после того, как отзвучали все речи (об их содержании читайте в омских СМИ) и зрители получили доступ к членам экипажей «Сибири» и «Жемчужины», душевность общения буквально вышла из берегов.
Однако уже подходил полдень и экипажи первого этапа поспешили на катера, которые развезли их по яхтам. Зазвучал обратный отсчёт, петровский солдат выстрелил из «старинной» пушки, на яхтах вспыхнули фальшфейеры, и берег отозвался дружным «ура». «Сибирь» и «Жемчужина» заложили изящный разворот и в сопровождении всего омского парусного флота пошли к Зеленому острову. Туда же посуху устремились члены основного экипажа кругосветки, которым ещё предстояло в Омске ждать своих этапов.
На Зелёном острове они и коллеги-яхтсмены уже «по-семейному» проводили экипажи «Сибири» и «Жемчужины». Было сказано немало тёплых слов про удачу, семь футов под килем, выдающийся (и это правда) организационный талант Сергея Щербакова и про то, чтобы через 15 месяцев здесь же, в яхт-клубе, отметить возвращение «Сибири» с победой.
Но для это осталось «только» пройти те самые 31120 морских миль. Старпому Владимиру Заздравных и матросам Александру Азарову и Сергею Лебединскому предстояло пройти их полностью. Капитан Сергей Щербаков взойдёт на борт «Сибири» в Салехарде – у него еще масса дел «на берегу» по техническому и прочему обеспечению экспедиции. Там же борт «Сибири» покинут омские журналисты Игорь Буторин и Денис Иовлев. Ну а дальше всё будет согласно графику замен в экипаже на всю кругосветку. Например, автору этих строк предстоит ждать 2,5 месяца, а потом лететь во французский Брест. А вот Диме Луцеву, чей этап начнётся от чилийского Пунт-Аренаса, придётся ждать до середины февраля, Наталье Заикиной (этап от Лимы, Перу) – до конца марта, а Юре Дорошенко, который пойдёт от Сиэтла (США) до Провидения (Россия, Чукотка) – аж до середины июня 2020 года...
Но пока «Сибирь» оставила за кормой первые десятки километров... из 58 тысяч... Пока - по родному Иртышу, мимо родных берёз и сосен. Мы их ещё не раз вспомним в бананово-кокосовых краях и на пингвиньих берегах...

Алексей ДЕКЕЛЬБАУМ,
участник кругосветной экспедиции яхты «Сибирь» 2000-2001 гг.
и член экипажа кругосветной экспедиции 2019-2020 гг.
Послесловие капитана
Ну а после старта «Сибирь» сделала остановку в родной гавани «Зелёного острова», чтобы попрощаться с яхт-клубом на 15 месяцев. Это было вчера, а сегодня, в районе села Согра, Омской области, мы с внуком догнали нашу ласточку, чтобы передать часть забытых вещей, без которых просто невозможно обойтись в дальнем походе (окончательно я пересяду на яхту в Салехарде, в конце июля, пока куча организационных вопросов заставляют остаться на берегу).

Сергей Щербаков,
Капитан яхты «Сибирь», командор кругосветной экспедиции «Сибирь – Антарктика – Сибирь