По просьбе членов нашей группы в Фейсбуке публикую данные трёх судов (размеры на фото в пропорции). Но прошу иметь в виду не просто их размеры, но и количество экипажа и развитие систем связи и навигации в 15-м, 19-м и 21-м веках…
…А всё-таки жаль, что не сохранилось достоверных данных о судне, которое первым (!!!) в истории обогнуло земной шар. 7 сентября 1522 года единственный из пяти парусников Магеллана «Виктория» вернулся в родную гавань Санлукар-де-Баррамед. Под его обветшавшими мачтами стояли восемнадцать живых скелетов из почти трех сотен моряков, отправившихся в путешествие вместе со своим неистовым командором.
«Виктория» из эскадры Магеллана вероятнее всего была караккой – самый распространенный тип парусного судна XV-XVI века. Скорее всего (пишут эксперты, а не я) имела три мачты и была вооружена примерно сорока пушками разного калибра.
Точных данных о размерах судна нет из-за разницы мер. Поэтому тоннаж «Виктории» в разных источниках колеблется от 85 до 206 тонн.
…Но дело не в размерах. Мы с теми моряками дико разные, из разных эпох и неимоверно разных этических и информационных пространств. Но и через века наши души связаны нитью морского горизонта. И хотя сегодня мы, в отличие от них, точно знаем, что там, за горизонтом, но всё равно не вполне знаем, КАК ОНО ВСЁ БУДЕТ НА САМОМ ДЕЛЕ…

Алексей Декельбаум,
участник кругосветной экспедиции яхты «Сибирь»